Намский музей

В настоящее время в Намском улусе большинство музеев представлены широким историческим профилем, это – музеи истории школ, исторические, краеведческие, истории просвещения и образования, историко-этнографические.  Кроме перечисленных музеев, работают так же художественный,  литературный, истории варганной музыки.

Становление сети музеев Намского района приходится на 60-е годы ХХ века. Это связано с принятием постановления ЦК  КПСС от 12 мая 1954г. «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», ознаменовало начало многих новых процессов в развитии  музейного дела.

Так же, большую роль в создании общественных музеев сыграли исторические решения ХХ съезда КПСС, принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (1956г).  Поставили перед музеями задачу идеологической перестройки, создали новые условия для научного документирования и экспозиционного отражения новейших исторических процессов, поворота к живой практике социалистического строительства[1]

Первые музеи в Намском улусе появляются в школах и стали основой для появления общественных музеев в улусе.

Характерно, что в новых музеях, созданных в 60-е годы,  достойное место заняла революционная тематика. В 1964 году в с. Хатырык Намского района по инициативе заслуженного работника культуры РСФСР Охлопковой М.А. открылся мемориальный музей им. М.К. Аммосова.

18 июня 1967 году в канун 50-летия Октябрьской революции, по инициативе Совета клуба революционной, боевой и трудовой славы и поддержке председателя райисполкома Протопопова Данила Софроновича было принято решение открыть краеведческий музей в районном доме культуры. Первым основателем, а затем и директором музея стал Петр Иннокентьевич Сивцев, в прошлом учитель. Он  и его друзья, учителя Намской средней школы П.А. Марков, В.Д. Ядрихинский  П.П. Оконешников, А.И. Лукин, Н.А. Нифонтов, И.З. Кривошапкин, П.А. Ушницкий, и, работавшие в райкоме комсомола Н.П. Колпашников,  Е.М. Ларионов, с большим энтузиазмом взялись за сбор экспонатов и материалов для музея, привлекли школьников и молодежь. Было собрано много фотографий, документов, предметов старины.[2]

Заведующий отделом культуры Афанасий Андреевич Протопопов сам собирал экспонаты, доезжал даже до самых отдельных уголков района. Жители района, понимая огромную воспитательную значимость музея, оказывали бескорыстную помощь. Многодетная мать Жиркова Евдокия Николаевна передала в дар музею оставшиеся от родителей старинные вещи, даже швейную машинку, которой еще пользовалась. Феоктистов А.П. из II-Хомустаха подарил старинный  женский крестик из серебра. Житель с. Аппаны Данил Иванович Иванов принес рога древнего представителя мамонтовой фауны – быка-бизона, найденные на острове Ойогос. А участник Великой Отечественной войны, секретарь Арбынского сельского Совета Егор Иннокентьевич Софронов, знаток и любитель природы, сделал и подарил  музею  больше  80-ти  чучел разных животных. Детвора не отходила от  этих  витрин. Художники из г. Якутска  под  руководством  нашего земляка,  художника-графика Элляя Сивцева написали  галерею  портретов известных  людей  Намского  улуса: Максима  Амосова, Ильи  Винокурова,  Ильи  Прядезникова, Семена Сивцева,  И.  Решетникова и  др.[3]

В те годы Петр Иннокентьевич и его единомышленники провели огромную работу по созданию такого богатого экспозиционными материалами музея, который мы имеем сейчас. Это были преданные своему делу люди, каждый из них с большой ответственностью относился к своему делу. Одним из таких людей была Анна Степановна Охлопкова, которая проработала тех работником в музее со дня его создания до своего выхода на пенсию. Несмотря на то, что музей ежедневно посещали сотни людей, его залы всегда блестели чистотой. Экспозиции музея разместились в четырех комнатах сельского клуба. рассказывали о приходе русских в местности Воин (II-Хомустах),  о первом Ленском остроге. Хорошо были выставлены отделы охоты и рыболовства, материалы о первых хлебопашцах Никольской слободы, Хатын-Арынского наслега.  Жизнь улуса до прихода Советской власти, ВОВ и послевоенное развитие хозяйства. А так же стенды, посвященные государственным деятелям- М.К. Аммосову, И.Е. Винокурову и др. знаменитым и талантливым людям улуса.[4]

Музей уже не вмещался в четырех комнатах дома культуры, и в 1972г. в канун 55-летия Октябрьской революции, переехал в новое  деревянное здание в 150 кв.м. По сводному отчету за 1973 музей имел 5 залов, специальных помещений не имел, были кладовка и ледник. Музей  состоял из 2 отделов природно-этнографический и  историко-революционного. Экспонаты-2180 ед. Оборудование: шкафы, витрины, стеллажи. За год музей посетили около 4000 человек, проведено 53 экскурсий. Работал по субботам и воскресениям. В коллективе было 13 сотрудников.

Музей вел изучение, хранение и пропаганду исторических памятников, играя важную роль в идейно-политическом воспитании трудящихся, особенно,  молодежи. Вместе с тем как и все общественные музеи в своей деятельности Намский музей столкнулся с массой трудноразрешимых проблем, связанных с материально технической базой и недостатком квалифицированных специалистов музейного профиля. Из-за провального состояния работ по паспортизации, принятия на государственный учет памятников истории и культуры фонда музея, оставался нерешенным вопрос о координации, контроля пополняемости фонда.[5]

В первые годы работы вход в музей был бесплатным, но впоследствии, даже став платным, музей все равно оставался любимым местом посещения и детей и взрослых. Проводилось много экскурсий, приезжали целые группы из Якутска и других районов, громкий голос Петра Иннокентьевича наполнял залы. К сожалению, он рано ушел из жизни, в 1976году.

Директором музея стал Афанасий Федорович Шестаков, человек разносторонних знаний, талантливый от природы. Он провел огромную работу по сбору экспонатов, изучению истории родного края, собрал много материалов по советскому периоду. При нем здание музея получило пристрой, был расширен штат работников. Смотрителем музея был принят Роман Петрович Кутуков. Он проводил увлекательные экскурсии, к своей работе относился очень ответственно, публиковал в районной газете статьи по истории Намского района. Был примером для молодых сотрудников музея, и только в 80 лет ушел на заслуженный отдых. Долгое время охранником музея  работал Кузьма Петрович Суздалов, образованный и интеллигентный человек. Терентий Иванович Замятин- известный краевед, являлся незаменимым консультантом по вопросам истории, некоторое время работал научным сотрудником.

Главное направление в экспозиционной, собирательской и научно-исследовательской работе музеев определялось к этому времени участием во Всероссийском смотре отделов истории советского общества краеведческих и исторических музеев, посвященном 60-летию Великого Октября. За период  смотра Намским музеем удалось собрать богатый материал по историко-революционной тематике. Активизировалась комплектование материалов по истории социалистического строительства, современности. Заведующим Намским районным краеведческим музеем А.Ф. Шестаковым была собрана богатая коллекция орудий труда и предметов быта, начиная с 1920-х годов до 1960-х годов»[6]. Количество экспонатов с 6500 единиц 1976г увеличивается до 7000 предметов в 1977г. В этом же году проведен учет памятников истории и культуры в районе и утвержден Намским бюро КПСС от 16 февраля 1977г. Организованы шефства коллективов, пионерских и комсомольских организаций над памятниками истории и культуры. Создана комиссия по содействию охраны памятников, проводится смотр, соревнования, посвященные 60-летию Великого Октября.[7]

Таким образом, в 1967 году в Намском районе на общественных началах был открыт Намский краеведческий музей, который стал базовой основой для государственного музея. Музей не вмещался в четырех комнатах дома культуры, и в 1972г. в канун 55-летия Октябрьской революции, переехал в новое  деревянное здание в 150 кв.м. Первым директором стал П.И. Сивцев, а с 1976г. А.Ф. Шестаков.

 Становление государственного музея.

Общественные музеи внесли много положительного в культурную жизнь района, но к 1976 году при государственном учете выявилось немало негативного, сдерживающего развитие музейного дела. Музеи, в сущности, не отвечали самым элементарным требованиям, копируя крупные краеведческие музеи, которые сами были далеки от соответствующего уровня. Процесс развития музея носил явно стихийный характер.

Большую роль играет идеология. Многие мероприятия были привязаны к таким датам, как день Октябрьской революции, юбилеи  Ленина, Сталина и т.д.

26 января 1978г. Совет Министров Якутской АССР принял постановление о создании на базе Якутского республиканского  краеведческого музея им. Ем. Ярославского — Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского (ЯГОМИиКНС) куда вошел ещё в 1978 году Намский краеведческий музей.[8]

В связи с созданием объединения было проведено перепрофилирование музеев. Так из Намского краеведческого музея стал Намским историко-этнографическим музеем. Усилилось централизованное обеспечение оборудованием, оформительскими материалами. Появилась возможность получать научную и практическую помощь. В ходе решения задач остро встал кадровый вопрос. В связи с этим с 1978 г. начали систематически организовываться курсы повышения квалификации сотрудников музея.

После централизации началась планомерная работа по реорганизации экспозиций музея, активизировалась выставочная работа. Значительно оживилась научно просветительская работа. Проводятся много экскурсий, лекций. Так же Намский историко-этнографический начал планомерную работу по созданию летописи своего района. Наиболее слабым звеном в деятельности музея оставалась собирательская работа, что отразилось на состоянии фондового хозяйства. Полная сверка музейных  предметов с учетной документацией, проведенная в 1977-1978гг., вскрыла серьезные нарушения и упущения в организации работы фондов, устранение которых требовало длительных усилий, и было возможно лишь при коренном улучшении материально-технической базы музея. «По паспортизации музея за 1978г. количество экспонатов увеличилось до 7374 единиц, посещаемость до 6975 человек. Улучшилось оборудование, появились экспозиционные столы, этажерки, витрины. Проведено 59 экскурсий, 4 научно-просветительских лекций, 4 выставки. Музей стал работать 5 дней в неделю. По-прежнему не было специальных фондовых помещений, квалифицированных сотрудников музейного профиля, всю основную работу вел заведующий музеем А.Ф. Шестаков.[9] Афанасий Федорович провел огромную работу в музее, в особенности большое внимание он уделял сбору новых экспонатов. В 1980 году число экспонатов резко увеличивается до 11489 предметов. Это связано с шефской работой комсомольцев, которые помогали собирать экспонаты в районе. В этот год музей посещают рекордное количество посетителей – 11900 человек.

На смену старшему поколению пришли молодые. Директором стала Елизавета Дмитриевна Петрова, которая всю свою молодую энергию, энтузиазм направила на дело дальнейшего становления музея. Под ее неустанным руководством в 1983г. был сделан пристрой к зданию музея и проведена полная реэкспозиция  залов музея. Музей стал иметь 10 залов:

  1. История становления Намского района.
  2. Вхождения Якутии в состав Российского государства. Имеется макет Ленского острога. Так же в этом зале был размещен отдел природы.
  3. Жизнь и быт якутской семьи в XIX веке.
  4. Интерьер дома русских в XIX веке.
  5. Предметы охоты, рыболовства, земледелия, орудия труда якутов, русских из Никольской слободы.
  6. Народное искусство, связанное с ысыахом и духовной культурой.
  7. Установление Советской власти в Намском районе.
  8. «Великая Отечественная война».
  9. Интерьер дома в 50-60гг.
  10. Народное мастерство в современное время.[10]

Намский историко-этнографический музей вошел в число крупнейших музеев республики, его посещали гости из разных уголков нашей страны, туристы из зарубежных стран, они оставили в книге отзывов самые лестные отзывы, отмечали богатство экспозиций, их научную и эстетическую ценность, удачный подбор подлинных материалов по этнографии. По сводному отчету  Министерства культуры за 1980 имел 11489 экспонатов, число посетителей за год 11900 человек, работников — 9, из них 2 научных сотрудника.

Научным сотрудником, а затем и директором работала Айталина Петровна Павлова.  Приоритетом в работе для нее стала выставочная форма.

Айталина Петровна уделяла особое внимание народному искусству, так были проведены выставки народных мастеров. В 1987 году проведено юбилейное мероприятие, посвященное 20-летию музея. За этот год музей музей посетило 12300 человек, проведено 250 экскурсий, 32 лекции, 5 выставок. Издано 2 буклета об установлении  Советской власти в районе. Были проведены выставки народных мастеров, где были представлены изделия из дерева, бересты, кости, металла, картины самодеятельных художников, шитье и вязанье народных умелиц. Они выставлялись так же в городе Мирном. Эти выставки посетило более 3 тысяч человек. Айталина Петровна пригласила специалистов из Якутского Государственного Музея и совместно с коллективами Хатырыкского музея им.М.К. Аммосова, Партизанского музея прошли курс  вязания.  Коллектив музея изготовил фотоальбом об истории района. Альбом разделяется на темы: «I Хомустаах хара улэhиттэрин союhун чилиэннэрэ», «Нам кыhыл партизаннара», «РСФСР уонна САССР утуолээх улэhиттэрэ», «Биhиги ученайдарбыт», «Литература уонна искусство биллиилээх улэhиттэрэ», «Оройуон бочуоттах гражданнара», «А5а дойду Улуу сэриитин кыттыллаахтара», «Доробуйа харыстыбыла уонна уорэхтээhин», «Оройуон билиилээх спортсменнара».

В 1989г, к 75-летию со дня рождения Ильи Дорофеевича Винокурова-Ча5ыл5ана был построен мемориальный дом-музей поэта. Проводились литературные чтения, конкурсы, юбилеи писателей. В 1990-1991гг намечается спад посещаемости музея, связанный с ослаблением деятельности музея. Меньше проводятся экскурсии, выставки, лекции. Не проводилась реэкспозиция.  В целом, музей активно участвует в общественной жизни села, в воспитании подрастающего поколения. В 1991 году происходит децентрализация музеев ЯГОМ им.Ем.Ярославского. Намский историко-этнографический  музей автоматически перешел в ведение улусного отделения культуры.

Обсуждение закрыто.